Главная - Новости - Тернистый путь «подкидыша советского кино»: что не поделили Нина Русланова с Кларой Лучко и какой актрису запомнили зрители

Тернистый путь «подкидыша советского кино»: что не поделили Нина Русланова с Кларой Лучко и какой актрису запомнили зрители

24.11.2021

Москва, 23.11.2021, 20:47:11, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Любимая всеми актриса Нина Русланова ушла в возрасте 75 лет, не дожив всего двух недель до очередного дня рождения. Легенда советского кино боролась с коронавирусом в лечебном учреждении. У нее зафиксировали пневмонию и сбой сердечного ритма. Ситуацию усугубило то, что Нина Ивановна ранее уже перенесла два инсульта.

Фильмография актрисы насчитывает полторы сотни ролей, многие из которых настолько яркие и неповторимые, что, вероятно, войдут в историю кино. Интересными были и жизнь Руслановой, и ее творческий путь. Однажды она даже устроила драку с Кларой Лучко, а «крестной матерью» актрисы стала Кира Муратова. Какие еще факты скрывает биография Нины Ивановны?

«Короткие встречи»

Впервые Нина Русланова появилась в кино не так рано — в 22 года. Но жизненный опыт у девушки уже имелся, и непростой. Дело в том, что ее, годовалую, подкинули в детский дом Богодухова Харьковской области. Фамилию девочке дали в честь певицы Лидии Руслановой, а дату рождения она позже выбрала сама.

Первая профессия Нины была далека от искусства. Девушка закончила строительный факультет и получила профессию маляра. Но всем окружающим было понятно, что долго она на стройке не продержится, слишком уж артистичная натура была у нее. Сначала Русланова стала штурмовать театральное учебное заведение в родном Харькове, но очень скоро ей захотелось «иного полета», потому она и отправилась в столицу России. В «щукинку» Нина поступила с первого раза.

Когда на втором курсе к Нине подошла незнакомая женщина и предложила сняться в фильме, та опешила: преподаватели Щукинского училища были против того, чтоб студенты снимались до окончания учебы. Но женщина была настойчивой и пошла с Руслановой прямиком к начальству. Кира Муратова (именно ею оказалась незнакомка) чувствовала в девушке бойкий характер. Такой ей и нужен был для роли.

Партнером по съемочной площадке для Нины был выбран Владимир Высоцкий, правда, в те годы он еще не был легендой, да и звездности за ним никакой не наблюдалось. Разве что песни его уже набирали популярность, и было решено использовать их в фильме.

Первые кадры неопытной актрисе давались с трудом. Она не понимала, как нужно играть, но Кира Муратова, которая, к слову, тоже снимала свой первый полнометражный фильм, стала опорой и поддержкой для Нины, научила ее раскрываться и играть так, как она чувствует.

Оценили этот фильм и игру Руслановой далеко не сразу. Мечты о славе пришлось отложить. Комиссия сочла, что киноработа показывает жизнь в Советском Союзе не в выгодном ключе, потому пленка еще долго пылилась на полках. Только в 1987 году Нина Русланова получит признание за свою первую работу, когда ей вручили премию «Ника» за «Лучшую женскую роль».

«Тени исчезают в полдень»

Киноработой, которая сразу сделала Нину Русланову знаменитой, стала роль Марьи Вороновой, председателя колхоза в фильме «Тени исчезают в полдень». Кинокритики отмечали целостность и эстетику образа. Героиня отличалась смелостью и непоколебимой волей, способностью глубоко переживать и чувствовать.

Нине было легко передать внутренние качества Марьи Вороновой, ведь она сама обладала многими из них. Образ, что называется, пустил корни, потому в честь героини даже назвали один из уральских утесов. Для артиста это высшая награда, когда его герой выходит настолько «живым», что не воспринимается уже отдельно от образа самого исполнителя роли.

«Цыган»

Следующая яркая роль не была столь близка Нине Руслановой, но нельзя сказать, что она не удалась. В фильме «Цыган» она сыграла Катьку «Аэропорт», которая отличалась легкомысленностью в отношении мужчин. Однако темпераменты героини и Нины Ивановны чем-то схожи. Актриса удивляла коллег по площадке своим нравом, энергетикой, принципиальностью, могла отстоять свою позицию, если была в ней уверена.

Драка с Кларой Лучко, конечно, была изначально не настоящей, а постановочной. По задумке их героини должны были подраться из-за Будулая. Актрисы репетировали, используя мокрые полотенца, а на съемочной площадке им выдали большие простыни. Чтобы намочить их, пригнали две огромные поливочные машины. Сцену снимали пять часов, но она так и не удовлетворила режиссера Александра Бланка, и он ее забраковал.

Актрисы были в отчаянии. Именно это нервное напряжение и привело к драке настоящей. Русланова первая ударила Лучко, будто та была в чем-то виновата. Клара растерялась на секунду, после чего тоже пустила в ход кулаки. Женщины дрались как безумные, валяясь в грязи и при этом плача от обиды.

Фильм был высоко оценен критиками и полюбился советским зрителям. Нина Ивановна прочувствовала признание в высшем его проявлении, когда была на гастролях в Нижнем Новгороде. Когда Русланова ехала на вокзал, ее остановил цыганский табор, который в благодарность общими усилиями подхватил машину и немного пронес ее на руках. Актриса тогда впервые поняла, что ее настоящая семья — это поклонники.

«Зимняя вишня»

Следующей выдающейся ролью Нины Ивановны является роль Ларисы Павловны в «Зимней вишне». До этого она уже была измучена второстепенными ролями и даже покинула ряды актеров театра имени Вахтангова.

Героиня Руслановой — несчастная в личной жизни бухгалтер Лариса, которая после неудачных попыток прекратила думать о замужестве. Однако именно она рассуждает в фильме о нерастраченной нежности, вызывая этим слезы на глазах у зрителей. Эта роль тоже была не слишком близка самой Нине Руслановой, ведь в жизни у нее была счастливая история любви. Со своим вторым мужем, оператором Рафкатом Габитовым, она прожила больше 30 лет.

Схожее с образом героини у Руслановой только умение преодолевать трудности. Актриса считает, что трио с Удовиченко и Сафоновой было очень гармоничным, потому что женщины дополняли и оттеняли черты характера друг друга.

«Собачье сердце»

Роль кухарки в знаменитом фильме «Собачье сердце» по произведению Булгакова была тоже второстепенной, но поистине гениальной. Однако советский зритель увидел киноленту далеко не сразу, потому что комиссия забраковала ее и не дала разрешения на показ. «Собачье сердце» тепло встретили в Польше, Италии, Болгарии. После этого и в СССР фильм вышел на экраны, получив Государственную премию.

Комментарии

Ваше мнение

  • Отменить ответ

    Автор несет ответственность за содержание комментария

Написать комментарий


− три = 4

Копирование материала без активной ссылки на источник и Автора запрещено!
Яндекс.Метрика